История православного Заречья

 

Мы продолжаем публикацию материалов о храмах Костромского заречья. Сегодня мы приглашаем вас в церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Шунга.

Костромское Заречье занимает низинные места левого берега Волги. От города Костромы отделено рекой Костромой – потому испокон веков называют эти места «Заречьем». Это край больших и малых рек и речек, озер и стариц. Здесь проходил старинный левобережный «луговой» тракт, связывающий Кострому с Ярославлем, Москвой, а столицу с северными городами и с Уралом. Неподалеку от тракта расположены старинные села: Шунга, Саметь, Петрилово.

Местность эта заселялась людьми с древних времен, с эпохи неолита, о чем говорят археологические находки. К 8 – 9 векам эту территорию заселяли финно–угорские племена «меря» или «меряне» - охотники, рыболовы, бортники. Памятью о их обитании на этой земле остались названия Шунга, Саметь, Тепра, озеро Мерское. С приходом славян в 9 - 11 веках сама эта местность долгое время носила название - Мерский стан.

Славяне принесли на эту землю христианскую религию. Противостояния язычников и христиан нигде в исторических документах не отражено. Вероятно, мерянские племена легко поддались колонизации. На территории Заречья появились первые христианские храмы.  

Шунга известна с 13 века, здесь был погост, принадлежавший Владимирскому княжеству. Сабуровы и Годуновы считались покровителями Ипатьевского монастыря, и М.Ф. Сабуров завещал монастырю Яковлевское и двор в Шунге, а рядом два озера. В дальнейшем "погост Шунга" упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал погост Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Шунга оставалась до 1764 года.

В 1606 г. погост Шунга и ряд других владений Чудова монастыря были разорены отрядом польско-шляхетских интервентов. Было уничтожено 32 крестьянских двора, а "крестьян убили литовские люди с жёнами и детьми, а остальные люди сошли безвестно"

Шунгенские храмы впервые упоминаются в 1616 году, когда на погосте стояли две церкви «деревяны клетцки» - одна в честь Покрова Пресвятой Богородицы (летняя), другая во имя святых апостолов Петра и Павла (зимняя). При церквях на погосте числился «двор монастырский, да 6 келей, а в них живут нищие, питаются от церкви божии, 2 двора детенышев, двор земского дьячка, двор иконника Любимки Агеева, крестьянских дворов 31». Иконник Любим Агеев, видный мастер, один из основоположников Костромской школы стенного писания 17 в. Известны имена и других шунгенских иконописцев 17 века: Якима Зажарского, Оксена Попова, Андрея и Ивана Елепенковых. Талантливым иконописцем 18 века был и крестьянин с. Шунги - Василий Никитич Вощин. В Чудовской вотчине было также немало и мастеров-каменщиков, строивших каменные церкви. Так, в 1688 г. крестьянин села Шунги Данил Тихонов вместе с Спиридоном Хрящевым построили Троицкую церковь в Москве на Мясницкой улице.

В приходе на 1653 год числилось 150 крестьянских дворов.

В 1863 в приходе числилось 10 приходских селений, с числом прихожан 1200.

В 1911 году прихожан более 1700. В приходе работает земская школа.

В 1788 году был освящен новый каменный храм, построенный на месте старых деревянных церквей на средства костромских купцов Савиных, чьи предки были выходцами из шунгенских мест. Пятиглавый, двухэтажный, с четырехярусной колокольней, он остается самым величественным во всем Костромском районе. Как огромный корабль, плывущий среди зеленых лугов.

В новый храм были перенесены три престола из деревянных церквей: в верхнем (летнем) храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в нижнем (зимнем) во имя святых апостолов Петра и Павла и во имя святого пророка Илии и святого Алексия, митрополита Московского. Пророк Илия и святой Алексий были небесными покровителями строителей храма – Ильи и Алексея Савиных.  

Церковная территория, окружённая оградой, занимает довольно обширный участок, на котором сохранилось несколько надгробных памятников кон.19-нач.20 вв., а также столб-часовня. В 30-40 гг. 19 века с западной стороны храма были возведены Святые ворота в виде изящной одноглавой часовни, позднее соединённые с церковью переходом с лестницей на второй этаж. На юго-западном углу участка в 1-й пол.19 в. также построена часовня. Прясла ограды, сохранившейся вдоль западной стороны церковной территории, относятся, по-видимому, ко 2-й пол.19 в. Храм был расписан, судя по программе, ярославскими мастерами стенного письма в кон.18-нач.19 вв.

Весной 1930 г. колхоз "По заветам Ильича" упорно пытался закрыть церковь, чтобы разместить в ней столовую и мастерские. Но этого не случилось.Церковь в Шунге относится к числу немногих в районе избежавших закрытия и разорения.

Престольными праздниками храма являются Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).

12 июля в храме проходит особая праздничная служба и крестный ход. Поздравляем настоятеля храма отца Сергия Зинчука и всех прихожан с праздником.